МОЙ ШЕДЕВР - САЙТ ДЛЯ ВАШЕГО ТВОРЧЕСТВА На СТАРТОВУЮ СТРАНИЦУ РЕГИСТРАЦИЯ         АВТОРИЗАЦИЯ         ЛИЧНЫЙ ОФИС
  ЯВИТЬ МИРУ СВОИ ШЕДЕВРЫ, ОБСУДИТЬ ЧУЖИЕ, НАЙТИ ДРУЗЕЙ И ВРАГОВ ТЕКСТЫ         ИЗОБРАЖЕНИЯ         АУДИО  
КРЕАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ: КАЖДЫЙ ИЗ ВАС - ПО-СВОЕМУ ШЕДЕВР! АВТОРЫ         ПОИСК ПО САЙТУ         ПРАВИЛА САЙТА


ТЕКСТЫ / ЮМОР · САТИРА · ИРОНИЯ

Рог словесного изобилия-8. Рецензентам
Владимир Теняев
2017-11-16 08:40:29
Читателей: 29 (Авторов: 0, Пользователей: 29)   2.9
… Табачок-самосад на хуторе и в окрестностях мужики сильно уважали. Но даже не задумывались о невероятных сложностях, связанных с историей... Молва приписывает заслугу первоначального появления табака в России государю-императору Петру Первому, большому затейнику и крутому реформатору. Не одно поколение «брадобреев» обязано кляняться ему в пояс! Сказанное касается также времени появления на Руси картофеля, подсолнечника и кукурузы. Их внедрение приписывается Петру. Кукуруза – вовсе не сельхозяйственный «подвиг» Н.С. Хрущёва, как полагает юное поколение! Однако ограничимся лишь табачком, а то Ефимыч так и простоит цементным столбом у колодца до морковкиного заговенья... 

 

Пётр-первооткрыватель, любитель фейерверков и пышных ассамблей, а также всего голландского, наверное, был неслабо обкурившимся «балдёжными» смесями и занимался узко направленным рекламированием вредного заморского зелья среди тёмного населения. Хорошо хоть галлюциногенными грибочками не баловались... Иначе как объяснить тот факт, что ещё до Петра Первого на Руси случилось страшное: в 1634 году Михаил Федорович запрещает курение табака по всей России? «Соборное уложение» 1649 года запрещало табак курить, пить и вообще держать у себя». «Пить» – это пить настойку на табаке. Её пили вместо хмельных напитков или подмешивали в них, чтобы крепче получалось... Цыгане, чай, не дураки махорочку в бражку-скороспелку подсыпать для крепости и «скусу». Знатные историки!  

 

Общеизвестно, что в Европе табак распространился из Испании. Винят «заплутавшего» Колумба, который вообще-то хотел попасть в Индию, но «промахнулся» и умудрился случайно приоткрыть Америку... Допустим, что Колумб ни в чём не виноват, как поётся в одной песне. Есть предположение, что он даже и не знал, что привёз табак в Европу. Это мог сделать любой участник экспедиции «контрабандно». И сегодня версий существует столько, что хочется задать вопрос: «А какая разница, кто его именно привёз – моряки или торговцы?» – В любом случае табак перебрался на континент, которому до этого времени уже было известно «вдыхание дыма тлеющих растений», но, в основном, конопли... Тут жестокий Гугель-«потрошитель» вполне обоснованно попытался «прошшупать колокольчики» куркуля на предмет наличия персональных плантаций. 

 

Пока же углубляемся в непроглядную темень веков: табак был с незапамятных времен известен в юго-восточной Азии. В XIII веке его завезли в Персию по караванным путям через Китай. Американские индейцы жевали табак, курили, завернув в маисовые листья или набив так называемые «трубки мира», и использовали стимулирующий эффект табака задолго до того, как Колумб со своими спутниками достиг в 1492 году берегов Нового Света. 

 

Однако американскими индейцами табачок первоначально не курился, а использовался в качестве ароматного благовония... Язычество!... Чуть позже листья начали жевать, отвар прихлёбывать и даже осторожно нюхать. А уж потом начались любознательные эксперименты по курению – кому-то, сильно обременённому неуёмным интересом, вздумалось набить табачком полый стебель, а потом и приспособить «приблуду» в виде трубки. Трубка мира – непременный атрибут индейских глубокомысленных межплеменных разборок и «забитых стрелок»... Не путать с кимберлитовой трубкой «Мир»... На алмазы не сверну, как бы ни упрашивали, не надейтесь!... Следую строго по проложенным «рельсам»...  

 

В общем, перепрыгнув через столетия, табачок завозится с юга – из Турции. Табак на Украине издавна называется словом «тютюн», заимствованным напрямую из турецкого «tutun» – табак. От турок же, видимо, казаки позаимствовали обычай курить трубку, поскольку турки держали «шишку» во всей средиземноморской торговле 16 — 17 веков... Сами же османы, скорее всего, очень быстро переняли привычку курить трубку непосредственно у испанцев. Тем более, что курение различных, в том числе и наркотических, трав для получения «кейфа» (наслаждения), было издревле присуще мусульманским народам... Кальянчиком втихаря не балуетесь? 

 

Таким образом, галопом и вприпрыжку, переходим к казачеству. Донскому и Запорожскому... Пусть спорят знатоки, какое казачество «круче» и древнее. Думаю, процесс происходил одновременно и параллельно. Большинство современных воронежцев – потомки великорусских и малоросских (украинских) переселенцев в пределы бывшей Воронежской губернии. Результатом этого явилось образование характерных пар названий с этническими определениями «русский» и «украинский» (украинцев в прошлом также называли черкасами и хохлами)... Неподалёку от хутора с мельницей находится село Черкасское или Черкасск. История донского казачества – это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого – «Граница породила казачество, а казаки создали Россию».  

 

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы... Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Всё больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII – ХV в.в.» 

 

Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном итоге сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы. 

 

Подьячий Посольского приказа Григорий Катошихин в конце XVI века так написал о донских казаках: «… А люди они, породою москвичи и иных городов, и новокрещённые татаровя, и запорожские казаки, и поляки, и ляхи, и многие из них московских бояр, и торговые люди, и крестьяне. И дана им на Дону воля своя и начальных людей меж себя атаманов и иных избирают и судятся во всяких делах по своей воле, а не по царскому указу…» – Все, кто уходил на Дон, находили там пристанище, не опасаясь, что их настигнет рука власти. Не случайно в плоть и кровь донских казаков вошла поговорка: «С Дону выдачи нет.» 

 

К концу ХIV века образовались две крупные группы, проживавшие в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате к началу XVI века обе группы выросли в крупные вольные войска (Донское и Запорожское) которые со временем вошли в состав растущего Российского государства. Были образованы и другие казачьи войска. 

 

В широком смысле слово «казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности. В более узком смысле казаки — часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия, а само слово «казак» означает нижнего чина казачьих войск. 

 

Много страничек в летописях Запорожского и Донского казачеств. Как славных, так и чёрных. Не буду их касаться... Думаю, главными качествами всегда являлись совместные усилия и сполочённость в борьбе с общим врагом. Но и конкуренции имелось немало. Здоровой. Как между любыми соперниками, равными по силе и отваге. Это сейчас модно меряться всяким причинными органами, чтобы глупо выявить победителя. Казаки, надеюсь, мерялись крепостью оселедцев и «чупрунов», фасонисто выбивающихся из-под козырьков фуражек, лихостью конных состязаний и умением рубать в «капусту» шашкой или «вострою шаблюкой». 

 

 

Поскольку хутор расположен неподалёку от ныне священных незалежных рубежей самостийной державы, многое, кроме непередаваемо приятного уху говора, тоже перемешано до состояния самобытности... Ажно зауважал себя – как гарно и складно сказанул! Пыжусь нешуточно, иначе не сносить головы либо от хохлов, либо от москалей. 

 

Непременным атрибутом запорожского казака помимо «шаблюки» (сабли) и «ратыща» (пики) была также «люлька» (трубка). Народные «парсуны» (портреты) казаков всегда изображают их с трубкой: на коне или в походе, или сидя на коне – люлька завсегда в зубах. Если помните, Тарас Бульба погиб только лишь потому, что не хотел, чтобы его люлька досталась врагу... Курение – целый церемониал! Много тонкостей и нюансов, которые хотелось бы упомянуть, но...  

 

Судите сами: носогрейки (люльки-буруньки – от татарского «бурун» – нос), из какого сорта дерева изготовлены (из осины категорически нельзя – проклятое дерево, на котором Иуда повесился), глиняные люльки-«чашки», разнообразие вариантов материала для вырезания чубука, оригинальная трубка-путиловка и многочисленные трубочные «причиндалья». Всего просто не осилить! Из наиболее примечательного отмечу искусно вышитые кисеты-«капшуки», «кресала» для добывания огня (часто выкованные и стилизованные в форме животных) и весьма колоритные юморные названия: «затычка» (для набивания табака в трубку), «протычка» (чтобы прочищать) и накладной карман-«гаман», где всё это заботливо хранилось... 

 

Были ещё и «обчеська» – люлька очень больших размеров, обсаженная монистами, дорогими каменьями, разными бляхами, часто исписанными надписями вроде «козацька люлька – добра думка», и рожки для нюхания табака... Существует множество легенд и поверий, тесно связанных с табаком, курением и чертовщиной. Позже появился обычай подмешивать в табак сухие травы. Достаточно упомянуть «чаклун-траву», «одолень-траву», «разрыв-траву», донник, мяту, материнку, ковыль и обычную полынь... По поверьям казак, куривший что-то конкретное, приобретал невероятные свойства. «Разрыв-трава» – способность отмыкать замки и оковы, «одолень» – одолеть любого врага, «чаклун» – чтобы сабля не брала... Появился даже тайный и неизведанный казачий «сичовый» культ, похожий на подобный, только скандинавских «берсерков» – волков-оборотней. До сих пор достоверно не установлено, что именно покуривали на кошах сечевики, которых согласно легендам «ни пуля, ни сабля не брали»... Терзают смутные сомнения, что точную рецептуру каким-то образом вызнали современные продавцы «кайфовых» курительных смесей и успешно втюхивают молодежи-подросли практически в любом ларьке... 

 

Парочку «секретных» рецептиков всё-таки озвучу. Один называется «злой тютюн» – четверть полыни на три четверти табака, а второй – «мишанок»: смесь равных частей самосада сорта «самсон», мяты и любистика... или равных частей табака и буркуна (донника жёлтого). Донник примечателен тем, что содержит вещество кумарин (слышали, наверное, выражение «раскумариться» или «покумарить»?). Только все почему-то предполагают, что речь идёт о наркотической нирване... Кумарин на самом деле обладает противосудорожными свойствами. Поэтому именно его курили старые рыбаки, находившиеся в силу своего промысла долгое время почти по пояс в воде... Найдутся желающие рискнуть здоровьем?... Насчёт вреда курения не стану распространяться, грешен... Трубочку покуриваю редко, но даже супруга, не переносящая табачного запаха, периодически требует именно в комнате выкурить добрую трубочку ароматного голландского, но без «галлюников и глюков», а на хуторе в старые добрые времена просила «облаговонить» двор деревенским самосадом, сравнимым с адской махрой... Выкуришь цигарку и удивляешься, отчего мух вокруг нема... 

 

В завершение небольшого обзора приведу украинскую легенду: «... Кто курит, но не плюёт при этом, тот греха не делает. Но кто курит и плюёт, тот «пекла» (ада») не избежит. Потому что земля – всем нам мать: мы все из земли, землёй живём и в землю снова пойдём. И того земля не примет, кто на неё плюёт...»  

 

 

… Подозреваю, что деревенские мужички, страстно желающие курить, не знали многого из вышесказанного, если только не всего. Некогда было интересоваться историей и традициями курильщиков. Табачок предстояло где-то доставать. Государство услужливо намекало, что «спасение утопающих...» не за меловыми горами. И оно умывает ручки. А как иначе приподнять гибнущее табаководство в бывшей воронежской губернии?! В стране многолетнего тотального дефицита привыкли и не к таким уродливым «выкидышам», поэтому деревенские курильщики предприняли определённые усилия, раздобыли и посеяли семена, но пока продолжали покуривать магазинные сигареты в ожидании невиданных урожаев, подобных собираемым в америкосовском штате Вирджиния. В основном покупали дешёвые и без фильтра вроде «Примы». Надо сказать, что одно и то же название продукта совершенно не означает одинакового качества, запаха и крепости, если иметь в виду разных производителей. Почему-то и цена здорово отличается. Это вам не продукция скороперекуса «Макдональдс», абсолютно идентичная в различных концах света! 

 

… Семена дали дружные всходы, хуторские козы пока не научились терпеливо ждать и потом от безделья крутить одноимённые «ножки», поэтому с превеликим удовольствием обжирали молодые побеги, подвергаясь страшным репрессиям и гонениям... Мужики грустили, старались почаще «курить твоих» и искали варианты пополнения личных запасов. Запасы, как и магазинные, порой не превышали десятка пачек и таяли на глазах, порождая страшную тревогу, почти бездонную безнадёгу и неуверенность в завтрашнем дне... Народ смотрел фильмы о войне и жадно сглатывал слюну, наблюдая за солдатами в окопах. Им почему-то везло – курили напропалую, с чувством, не жалеючи ни своего табачку, ни чужого, затягивались до самых печёнок – часто и смачно!... Ну, и отчего-то разлюбились песни типа «Давай, закурим, товарищ, по одной...», «Иду, курю...» – ... Репертуарчик соответствовал надрывному: «Сигарета, сигарета... Ты одна не изменяешь!» – Думаю, что если бы в тот момент появилась группа «Нэнси» с хитом «Дым сигарет с ментолом...», её сразу бы возненавидели, а популярность Елены Ваенги, коварно сообщающей: «Снова курю одна... Снова курю, мама, снова!» никогда бы не достигла таких высот, как сейчас... 

 

«Смычка» города с селом в виде нужных знакомств не всегда приносила длительное облегчение и пополнение «загашников»: в городе возникли аналогичные трудности, а табачная продукция на долгое время исчезла с прилавков магазинов. Крупные предприятия для поощрения своих «передовиков и маяков» привлекли в помощь профсоюзы, выработали совместную тактику и долговременную стратегию, а потом заключили договора с табачными фабриками на предмет прямых поставок... Сами прекрасно знаете, что когда чего-то нет или не хватает, именно этого больше всего и хочется. Поэтому на таких предприятиях дружно закурили все от мала до велика, включая грудничков и беременных женщин «на выхлопе», а также ближних и дальних родственников, которые пребывали в многолетней коме или анабиозе «овощного» бессознательного состояния... 

 

Государство исподволь посылало недвусмысленные сигналы непонятливому населению: «Нечего ждать милостей! Руки, что ли, поотсохли?! Грядут крутые перемены и обязательный переход к жёстким рыночным отношениям.» – Тёмный народец не вполне понимал, но автоматически воспринимал непонятные пока посылы, невольно повышая уровень знаний и возвращаясь к понятию «общественно-экономическая формация». Как-то само собой получалось, что будущий бартерный обмен станет гораздо легче перенести и глубоко осмыслить, если вернуться к натуральному хозяйству. Правда, минуя первобытно-общинную стадию и феодализм... Ефимычу, обогатившемуся фундаментальными теоретическими знаниями (кандидатский стаж, если пока помните!), было значительно легче переходить непосредственно к практике. Но далеко не всем так крупно везло...  

 

Население хутора жадно впитывало всё новое о счастливой будущей жизни, внимая напористым голосам из радиоточек. В некоторых хатах, крытых очеретом, ещё не до конца воплотился гениальный «План ГОЭлРО», но уже успешно ликвидировалась всеобщая безграмотность, поэтому вечерами «неэлектрифицированные» сельчане при тусклом свете керосиновой лампы на слух наизусть заучивали революционную программу «Пятьсот дней», поражаясь, насколько, оказывается, всё просто – «И на Марсе будут яблони цвести! Дайте только срок и немножечко порулить!»... – Однако курить хотелось именно сейчас и, отнюдь, не на другой планете, поэтому в «городцах» пока цвёл табачок, радуя хозяйский глаз. Многочисленные Маруськи, науськанные хозяйскими воспитательными беседами, поставили орошение табачка первым пунктом повестки ежедневных дел, предпочитали не будить лиха и не бежать спозаранок на дальний огород, а напевать под крик петуха изменённые куплетики: «Самосадик я садила, сама буду поливать...» – А дедовские машинки для резки листьев проходили частые профилактические мероприятия: разбирались, собирались, смазывались и любовно прилаживались на выбранное в сарае местечко... 

 

Ликвидация безграмотности, однако, спустя некоторое время перестала приносить нужные плоды. Когда был собран первый урожай самосада, почтальоны прекратили приносить свежую прессу, так как грошики у хуторян в одночасье перевелись... Выписывать газетки стало не по карману, а бесплатная реклама появится лишь через много лет, когда и надобности в ней не будет. Как бы то ни было, а газетки были бы весьма кстати: на селе ощутилась острая нехватка бумаги. Мало того, что туалетные нужды требовали громадного ежедневного расхода, невзирая на пустоту прилавков, так и табачок надо было во что-то заворачивать. Рыночная экономика – само собой, штука замечательная, нужная и сулящая невиданное облегчение не только в сортире, однако без дефицита хоть чего-нибудь жить отчего-то оказалось скучно и неинтересно... Пресно до безобразия и кислости во рту . 

 

Припоминаю десятки посылочек и бандеролек, пересылаемых дядьке Шурику. Очень частые и сперва наполненные сигаретными пачками... Потом из хутора пришло письмецо, написанное корявым почерком: «Сигарет бильш нэ трэба. Завёртки шукай!»... – Шукал старательно, как мог. Сначала набрёл на магазин канцелярских товаров, где опустошил полки, смело и отчаянно экспериментируя на здоровье Шурика. Со временем стал завсегдатаем и оптовым покупателем натуральной папиросной бумаги, но запасы не могут быть неиссякаемыми! От кальки Шурик впоследствии отказался, а до ватмана и картона дело не дошло. Пришлось слать кипы газет, радуясь факту, что заодно привлекаю приятного и уважаемого человека к мировой культуре, спорту и новостям светской и политической жизни... Такой, блин, просветитель-миссионер, ёк-макарёк! 

 

… Обещанного счастья не случилось ни через пятьсот дней, ни через пятнадцать лет. Урожаи табака првзошли все ожидания, поэтому каждый мужичок обзавёлся кисетиком с нарезанными бумажками. Полыни вокруг было полно, но смесямм никто не баловался... Кто-то предпочитал курить с мундштуком, а кто-то просто так. Сорт табачка получался один – дюбек, но почему-то заметно отличающийся по крепости и аромату. Гербициды и пестициды не использовались – сплошной экологически чистый продукт. Колорадский жук, пожирающий абсолютно всё, отчего-то отказывался присесть на блестящие соблазнительные листики. Лепота и сплошное удовольствие! 

 

«Куряки» полюбили хвастаться табачком друг перед другом, с удовольствием угощали, угощались и сравнивали. «Чужие» стреляли только у «турыстов» чисто автоматически и для завязывания знакомства, беседы или из уважения. Свой табачок оказывался куда-как приятственней, ароматнее и крепче. Поэтому «стреляная» сигаретка едва докуривалась до половины – потом следовали недоумённый взгляд на «бычок», отщёлкивание в стороночку и извинительное движение в карман за персональным кисетиком... 

 

Горячо любимое государство вскоре преподнесло очередной сюрприз: всего вокруг стало просто завались! Сплошное изобилие. Только местных это совсем не обрадовало. Расслабились лишь по поводу табачных плантаций – перестали выращивать. На курево деньжат хватало, а на остальное... И курить со временем стало почти некому... Ну, спасибо, хоть ассортимент в магазинах расширился, да их количество возросло за счёт коммерческих. Выездная торговля с колбасно-мясной продукцией... Раз в неделю... За пятнадцать-двадцать километров от хутора... Красотища! Не то, что раньше... Не иначе обещанному коммунизму всё-таки быть?!... 

 

 

 

… Тишина стояла вакуумная. Космическая. Межгалактическая... Бездонная и необъяснимая... Издалека пахнуло влажным тёплым воздухом. За великой рекой сверкали всполохи. Предвестники... Пахло грозой и свежестью... Избавлением... От мук неизвестности, пыток и страданий... Ефимыч молил одному ему известных богов, чтобы пронесло... Полная луна освещала мельницу и погост... Меж тем светало – многие звёзды на бездонном чёрном небе угасали. На фоне становящегося прозрачным неба яркий свет фонаря казался ненужным излишеством... В реке играла и плескалась крупная рыба... В озере пускали пузыри жирные карасищи... Коза Малышка встрепенулась, потревоженная призывом петуха ко всеобщему хуторскому подъёму... Лёва же, наоборот, беззаботно улёгся спать под крыльцом, уткнувшись пепельной мордой в обрубок хвоста. Ему снился громадный скользкий налим... Малыш в будке навострил уши, прислушиваясь к отдалённым раскатам грома. Они нарастали с каждой секундой, превращаясь в оглушительный грохот... Над мельницей зависло чудище – не терминатор и не летающая хищная тварь. Несмотря на полнолуние, никаких оборотней, чертовщины и преисподни – обыкновенный блестящий вертолёт с яркой надписью на борту: «Папа Джонс» – Доставка горячей пиццы в любую точку планеты!»... Ефимыч стоял соляным столбом и отрешённо наблюдал, как оба незнакомца, разом утеряв всякий интерес к пыткам, расстрелу и курению, степенно отправились на луг... 

 

Разбуженные грохотом, бежали и заспанные гости времяночки, пытаясь опередить «стрекозу» и указать удобное местечко для посадки... Вертолёт сделал пару кругов, определился с направлением ветра, завис и плавно приземлился... Из кабины выскочил улыбающийся хозяин времянки... Радостные объятия, рукопожатия и всё остальное, свидетельствующее о неординарности встречи друзей... Только Алька отсутствовал – он торопливо привинчивал на времяночку гранитную плиту с золотой надписью: «Словолёту!»... 

 

 

 

 

… Через три дня хутор опустел... Говорят, что Ефимыч грозного Вексельмана так и не дождался... Ефимыча видели на берегу. Он опирался на лом, обалдело глядел на плот, наспех сколоченный из брёвнышек. На плоту лежала остро заточенная лопата, топала ножкой строптивая и озорная коза Малышка, и деловито шарился в недрах объёмистого рюкзачка котяра Лёва, пытаясь обнаружить что-нибудь колбасное... Ефимыч с тоской смотрел на парочку детективов, шелестевших страничками на слабом ветерке... Была и ещё одна книжонка: «Полёты во сне и наяву... или Есть ли жизнь на пенсии?!» 

 

 

Похоже, начиналась какая-то новая жизнь. Как у библейского Ноя... Но Библии Ефимыч отродясь не читал. Там ведь ясно сказано: «Каждой твари - по паре...» – Однако начинать с чего-то надо, не так ли?... Зная ядовитую и въедливую натуру Ефимыча, не сомневаюсь, что всё у него впереди... И обязательно получится...